Кино Европолис

#08 Найти того единственного человека

Наверное, режиссер Владимир Меньшов слушает нас с замиранием сердца.

Но, возвратимся за «круглый стол» и познакомим читателей с соображениями студента Московского автодорожного института Александра Котова:

— Мне кажется, что фильм «Москва слезам не верит» пришелся по душе большинству людей потому, что затронул живущую в каждом тревожную и пронзительную струну. Ведь это так — многие из нас живут, работают, учатся в многотысячных коллективах, ежедневно проходят по нашему городу, бывают в театре, в клубах, в дружеских компаниях и все-таки никак не могут найти того человека — единственного человека! — который нужен именно тебе. Как редко встречаются двое, которых сама судьба предназначила друг для друга… Вот так было и с Катериной — «своего» человека она встретила, когда полжизни было у нее уже позади… По-моему, только ограниченные люди целиком довольны собой и своей жизнью. В нормальном человеке всегда живет неудовлетворенность, потому что редко бывает, чтобы все шло, как хочется, чтобы все полностью удавалось, да и с собой чтобы ты всегда был в ладу… Посмотришь фильм «Москва слезам не верит» — и подумаешь: а ведь верно, не последний день живем, многое от тебя самого зависит, наверняка еще впереди ждут тебя и радости! Вот почему я считаю этот фильм произведением общечеловеческого звучания. А нравиться он должен все-таки больше женщинам. С чрезвычайно тонким проникновением в женскую душу сделан фильм!

— Александр прав, — подхватила начальник смены цеха № 6 Центрального телеграфа Герой Социалистического Труда Раиса Лифано-ва. — Мне трудно сейчас говорить, фильм просто меня потряс. Смотрела я его впервые, и даже не знала, о чем он, идя на просмотр.

У нас очень много говорят об этой картине, но каждый раз, когда мне пытались его пересказать, я затыкала уши: не люблю смотреть фильм, если заранее известно его содержание.

Должна сказать, что симпатию и сочувствие вызвали у меня все три главные героини. Александр прав: это потому, что авторы и актеры глубоко понимают женский характер. И Катерина, и Тося, и Людмила — все они естественные и живые. У каждой своя правда, своя доля. Мне понравилась даже Людмила. Пусть у нее не сложилась жизнь — что ж, ведь не у каждого она складывается удачно. А Людмиле тоже хотелось, как всякой женщине, создать семью, быть счастливой. Близка мне и Тося, но прежде всего — Катя. Не раз я даже всплакнула, ее судьба задела меня за живое. Мне от души было жаль Катерину. Ведь она с самого начала стремилась к счастью чистому, высокому и только через силу шла за Людмилой, когда та тянула ее ко лжи, чтобы выиграть «в большую московскую лотерею». Вот и выиграли — что одна, что другая. Больно было за Катю, когда ее обманул Рудольф, когда она осталась одна — такая хорошая женщина. Но я понимала, что она одна, но не одинока — вокруг нее верные подруги, друзья. И конечно, благодаря своим прекрасным человеческим качествам, которые выявил, убедительно проявил экран, Катерина поднялась так высоко, столь многого достигла в жизни. Меня поразила мысль, которую Катя высказала Родиону, столкнувшись с ним два десятилетия спустя: «Не брось ты меня двадцать лет назад, я, быть может, ничего бы не добилась». Да, фильм этот — сама жизнь, герои его — это мы, а актеры — актеры не играют, а живут на экране…

— Наверное, режиссер Владимир Меньшов слушает нас с замиранием сердца, — предположила секретарь парткома Центрального телеграфа Лидия Корешкина. — Ведь ему важно знать, что мы почувствовали в его фильме, как его поняли. Я смотрела картину два раза. Первый раз в «Октябре». Там был партийный актив города, и зал во время демонстрации сидел так тихо, словно это огромное помещение было пусто: захватывал каждый эпизод, каждый штрих, каждое слово. Вот Николай и Тося пошли вместе впервые на работу — и тебя сразу наводит на размышления: как это прекрасно! Как это просто и вместе с тем драгоценно — всю жизнь вместе, всегда и везде…

Перед тем как идти сюда, в редакцию, мы устроили обсуждение фильма «Москва слезам не верит» у себя на телеграфе. Наш коллектив по преимуществу женский, причем немало женщин у нас по многу лет живут в общежитии. Что там говорить, каждой из нас хочется личного счастья — удачной женской судьбы, и судьбы всех трех героинь картины — да, да, всех трех: не только Кати и Тоси, но и Люды — были словно бы в ободрение многим нашим девушкам, словно бы в залог того, что каждой может улыбнуться счастье.

Тем более что сценарист и режиссер, как я понимаю, старались подчеркнуть: каждый человек, каждая женщина кует свою судьбу, свое счастье собственными руками. И каждая получает то, что заслужила. Если Людмила жадно стремилась схватить самый сладкий кусок, шла для этого на любые ухищрения, то она сама и виновата в своих несчастьях. И хотя ей симпатизируешь, жалеешь ее, все равно это понимаешь. Понимаешь справедливость слов Николая: «Чтобы стать генеральшей, надо выйти замуж за лейтенанта, помотаться с ним по дальним гарнизонам, узнать, почем фунт лиха».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *