Кино Европолис

#07 Возможно ли их супружество

А теперь — насчет соображений более серьезных. В. Б. Аверьянова не верит, что при перепаде в социальном статусе (Катерина— директор завода, Гоша — простой рабочий) возможно их супружество. В этом соображении, несомненно, есть весомое зерно.

Хотя нашему обществу свойствен социальный динамизм, отсутствие глухих барьеров между различными социальными слоями и группами, перегородки тем не менее существуют. В этом смысле можно было бы считать, что эта лента в какой-то мере — о преодолении этих перегородок силою любви. Однако, По-моему, это неполный вывод. И вот почему. Люди у нас разделены не социальным положением как таковым, а личностными параметрами, которые далеко не всегда впрямую определены только принадлежностью к той или иной группе общества. Рабочему или крестьянину никем не заказано быть «большим интеллигентом», чем индивид, который по внешним признакам — прежде всего роду занятий — формально принадлежит к людям умственного труда. Было б желание! Тут все зависит от человека и только от него. Об этом мне с жаром и увлечением говорили передовые рабочие с московских заводов «Красный пролетарий», имени С. Орджоникидзе. Да и убедительные социологические исследования свидетельствуют, что высшие слои рабочего класса у нас по личностным параметрам, осознанию жизненных целей, интеллектуальному и духовному багажу, социальным экспектациям значительно ближе к истинной интеллигенции, чем к низшим слоям рабочего класса.

Так вот: все дело в том, что Гоша как раз и принадлежит к верхушке рабочего класса, к рабочей элите. Таких, как он, безусловно, еще не большинство: слесарь-виртуоз, мастер «штучной», истинно творческой работы, художник своего дела, рабочий-интеллектуал. Гоша не массовиден, но характерен для нашего динамично развивающегося общества. Он соединяет в себе доблести «рабочей косточки» интеллигента, высокое достоинство и чувство личного суверенитета плюс истинную мужественность — вот почему он и оказался под стать такой умнице и деловому человеку, как Катерина.

В. И. Комицын прав: такой характер — открытие нашего экрана. И принципиально очень важное, высоко знаменательное.

Фильм дает возможность показать это очень наглядно, поскольку содержит прямо-таки художественно-социальную диаграмму: типы современного советского рабочего. Рядом с Гошей, оттеняя его, существует в ленте старый наш знакомый Николай, муж Тоси. Тоже вполне достойный человек, хозяин, мастер, настоящий мужчина. Славный, но — обыкновенный, ничем не выделяющийся парень. Круг его интересов — работа, семья, садовый участок, старенькая машина: Обыватель? Нет, ни в коем случае! Человек с благородными представлениями о долге, верности, дружбе, надежный в радости и беде. Кредо обывателя: «Моя хата с краю», а Николаю, напротив, есть дело до ближних и дальних, он человек действенной помощи другим.

Но представьте себе Николая рядом с Катериной, в роли ее возлюбленного или мужа. Возможно, это? Конечно же, нет!

Дело тут в качестве личности. На месте Гоши немыслим не только рабочий иного типа, но и любой заурядный, малоинтересный, плоский человек, будь он даже профессор, видный инженер или крупный администратор. И к тому же трижды сторонник патриархата, сплавленного хотя бы и с джентльменством…

А Гоша в огромной мере как раз благодаря таланту, чуткости и мастерству Алексея Баталова, мне кажется, в роли Катиного мужа убедителен. Он имеет право и основания им стать.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *