Кино Европолис

#04 Кто им больше всего понравился

Когда после просмотра я спросила своих девятиклассниц, кто им больше всего понравился в фильме, они дружно ответили: Катерина. И я с ними согласна. Это и вправду необыкновенно привлекательный образ, созданный благодаря таланту Веры Алентовой.

И все-таки, и все-таки… Позволю себе высказать некоторые сомнения. Первую серию фильма смотришь на одном дыхании. Она великолепна. Вторая же серия — поначалу — снижает впечатление. Прежде всего, переход от первой серии. Точнее, такого перехода просто нет. Заснув в комнатушке общежития, вся в слезах, Катерина просыпается через двадцать лет в прекрасно обставленной квартире, уже директором комбината. Нелегко в это поверить, куда убедительней было бы, если б мы воочию увидели, как это происходило — как трудная жизнь матери-одиночки, работницы и студентки укрепила волю Катерины, помогла собрать все силы и преодолеть препятствия. А так… так мы должны верить создателям фильма на слово. Мы им в конце концов и верим, но лучше бы они нас убедили силой сюжетной логики…

А потом вот эта свобода определенных отношений. Я имею в виду историю с неким Володей… Что там говорить, эпизод сделан превосходно, Олег Табаков сыграл его просто блестяще. Сильнее всего, по-моему, финал этой истории, когда Катерина впервые понимает, в какую грязь она попала, в какое болото лжи, и рвет с Володей, который повел себя жалко и трусливо. Тут, между прочим, кто-то в кино, в темноте, сказал: «Это про меня».

Однако у меня эта линия вызывает опасения. Я просто боюсь за своих девчонок! Они же могут неправильно истолковать поведение Катерины, этот ее роман, что ли, или связь — уж не знаю, как назвать. А что если они подумают: ну, раз такая талантливая, целеустремленная женщина, добившаяся так много> ставшая директором предприятия, позволяет себе подобный адюльтер, значит, ничего аморального в нем нет…

И ведь Катерина, мне кажется, даже и не любит этого Володю, значит, тут одна физиология? А это уж вовсе ни в какие ворота — с моей точки зрения, так, как я понимаю задачи нашего искусства, — не лезет.

Вот мне и пришлось как педагогу беседовать после фильма с девочками. Я говорила им, что если так случилось с Катериной, то это вовсе не значит, что подобные отношения могут быть оправданы, что они не опасны для любой из нас.

И наконец, третий момент. Я не верю в счастье Катерины с Гошей. Катя много лет жила одна, она привыкла распоряжаться своей судьбой, никому не давать ни в чем отчет, и маловероятно, чтобы она захотела, а главное — смогла подчинить себя кому бы то ни было, даже любимому человеку. Это причина психологическая. А есть еще и социальная. Не станем лицемерить: Катерина занимает высокую ступень на общественной лестнице, она директор завода, и ей в мужья нужна ровня, а не даже такой, пусть незаурядный, мастер «золотые руки», каким заявляет Гошу Алексей Баталов. Что-то мне не приходилось встречать супружеские пары с этаким социальным «перепадом». Я люблю Баталова, очень люблю. Но в этой картине он не убедил меня в том, в чем хотели убедить с его помощью драматург и режиссер.

Ну, а если оценивать картину в целом, то это фильм обо всех нас, о москвичах и, конечно, не только о москвичах. Это — очень серьезное произведение. В нем — сама жизнь. Каждый эпизод — кусок нашего сердца…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *