Кино Европолис

#02 И вот разговор состоялся

Если говорить об атмосфере за «круглым столом», то ее не отличала сосредоточенная полемичность, свойственная иным другим нашим обсуждениям, нет, это был разговор единомышленников, открыто эмоциональный: его участниками владело не желание «скрестить шпаги», а желание тотчас же, без промедления высказать, чем переполнилась душа после только-только окончившегося в редакционном кинозале просмотра ленты. Добавим, что, как выяснилось вскоре, некоторые из присутствовавших видели фильм В. Меньшова и В. Черных уже не в первый раз, однако это лишь повысило эмоциональный градус их рассуждений и оценок…

Подчеркнем еще раз: состав «круглого стола» был, как говорят социологи, социально репрезентативен и потому авторитетен. В гости к журналу пришли первый секретарь фрунзенского РК КПСС Б. А. Грязнов, секретарь Фрунзенского РК КПСС Н. П. Яковлева, заведующая отделом культуры райкома партии Н. А. Мухина, начальник смены цеха № 6 Центрального телеграфа Герой Социалистического Труда Р. Г. Лифанова, секретарь парткома Центрального телеграфа Л. Е. Ко-решкина, директор школы № 227 В. Б. Аверьянова, рабочий завода «Знамя труда» Герой Социалистического Труда, депутат Верховного Совета РСФСР В. И. Комицын, секретарь комитета комсомола того же завода С. Н. Ипатов, инженеры Второго московского часового завода В. М. Агасьян и Е. А. Курицкая, работницы этого же завода О. П. Стрелкова и С. С. Герасимова, студент Московского автодорожного института А. В. Котов. Картину «представляли» режиссер-постановщик В. В. Меньшов и исполнительница роли Катерины В. В. Алентова.

Разговор начал член коллегии Госкино СССР, главный редактор журнала Евгений Сурков.

— Пусть вас не смущает, — сказал он, — что вы в редакции специального издания — кинематографического теоретико-публицистического ежемесячника. Мы не рассчитываем сегодня на всестороннее профессиональное исследование фильма. Мы ждем другого. Давайте постараемся все вместе, общими силами, не стесняясь «непрофессиональности», в совершенно свободной, непринужденной беседе разобраться в своих впечатлениях от картины «Москва слезам не верит». Признаюсь, что для нас, людей кинематографа, есть в этом фильме нечто еще не разгаданное и поэтому особенно нуждающееся в разъяснении.

Понятно, когда десятки миллионов зрителей собирает фильм, мощно и сильно воспроизводящий на экране Великую Отечественную войну, — память о всенародной трагедии и всенародном подвиге живет и будет жить вечно. Понятен успех ленты, где приподнимается «покров» над такими сферами истории или современности, которые до того не были известны, — вспомним «Семнадцать мгновений весны». Понятно, если публика валом валит на яркую, талантливую комедию или страстно спорит вокруг ленты, бесстрашно ворвавшейся в острые, социально-актуальные проблемы действительности, будь то «Премия», «У озера» или «Прошу слова».

Но перед нами-то картина на самую заурядную тему, про самую обычную жизнь, с весьма банальным вроде бы сюжетом — и вдруг, как снежный обвал, неожиданный, непрогнозированный успех, почти триумф! Притом успех отнюдь не «организованный», напротив — при вялой подготовке проката, без броских афиш, без настоящей рекламы, без радио-и телепропаганды. Просто появилась на экранах картина — и вот уже месяцы не иссякают очереди за билетами, люди прорываются на фильм во второй и третий раз, пытаясь понять, чем она привораживает их так, картина Меньшова и Черных, почему волнует, превращая зрителей (зрительниц, кажется, прежде всего) едва ли не в участников происходящего, вызывая у них желание вмешаться, помочь, посоветовать, поправить, разделить радость или горе тех, кто любит, ошибается и борется за свое счастье, личное счастье на экране…

Чем же берет картина? Что делает ее такой близкой самым разным людям? Почему она притягивает сердца?

Все это очень важно понять, если мы хотим правильно осмыслить пути, по которым движется наш кинематограф, действительно хотим предельно сблизить экран и зрителя, дать ответы именно на те вопросы, которыми живут те, для кого работает кинематограф. Мы, работники редакции, очень надеемся, что сегодняшнее коллективное раздумье поможет нам, профессионалам, в этом разобраться.

…Заметим: паузы перед первым выступлением, как нередко случается на подобных мероприятиях, не возникло. Слова попросили сразу несколько человек. И сразу же стало ясно: люди будут не «речи произносить», а думать коллективно, вместе заново переживать пережитое там, в зале.

Первой выступила инженер Второго московского часового завода Виктория Агасьян.

— Мне кажется, что картина эта глубоко раскрыла очень близкие, очень понятные нам характеры, загляула в психологию каждого героя, а вместе с тем как бы и в психологию многих из нас. Ведь бывает, что авторы фильма сосредоточивают внимание на одном — главном — персонаже, а все остальные находятся как бы в его тени. Здесь же испытываешь такое ощущение, будто тебя погрузили в целостный кусок настоящей жизни.

Чужой — но такой каждому понятной. Это очень правдивая картина, хотя действительность в ней кое-где средствами кинематографа и приукрашена. Но ведь кинематографу и положено не серым красить по серому, 3 делать интересным обычное. Ведь его цель не только верно показать какие-то явления действительности, но и дать людям определенный душевный настрой! И в фильме «Москва слезам не верит» эта цель благодаря усилиям авторов и актеров достигнута на все сто процентов. И вот что интересно: в картине естественно, как в реальности, сочетаются моменты счастливые и драматические, удачи и потери, лирика и юмор. А общее впечатление от фильма — светлое, люди выходят из кинозала взбудораженные, часто со слезами на глазах, но в приподнятом настроении. И вправду, невольно задаешься вопросом: в чем тут фокус? Ничего особенного, так сказать, из ряда вон в картине нет, да и лент, вроде бы похожих, было на экранах множество. Но прошли они и тут же позабылись, а на сей раз… Может, такое море удовольствия получают зрители потому, прежде всего, что так хорошо показаны близкие, знакомые каждому люди — такие же, как мы сами, москвичи? Может, потому, что так искренне живут на экране актеры? Я, например, не знаю даже, кого из них можно выделить. Превосходны и исполнители главных ролей, и эпизодических—это крепко сложившийся актерский ансамбль. Значит, была отличная режиссура? Но я думаю, что к успеху привел не один какой-то фактор, а целый комплекс причин. Я смотрела картину дважды, и второй раз — сегодня — обнаружила не замеченные в первый раз превосходные подробности — в поворотах фабулы, в игре актеров, в репликах. Если удастся, пойду на фильм снова!..

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *